Человек, который хотел накормить всех
Николай Вавилов – биолог, генетик, селекционер, оставивший глубокий след не только в российской науке. Имя его известно во всем мире. Научной селекции Вавилов посвятил всю свою жизнь. Собирая «мировое сортовое и видовое разнообразие растений», ученый объездит все уголки Советского Союза, и побывает в десятках стран, в том числе на Памире, в Палестине, Афганистане, Сирии, Мексике, Японии (более чем в 180 экспедициях!). Он идет к своей цели по горным тропам и долинам, иногда – рискуя жизнью. Все для того, чтобы привезти домой самый лучший «строительный материал». Ученый считал, и не ошибался, что селекция и генетика спасут людей от голода.
Ученый утверждал
Ученый утверждал
Для практического решения важнейших селекционных задач мы должны прежде всего знать, что имеется по всем, имеющим практический интерес культурам в мире.
Родился Николай Вавилов в 1887 году в Москве, в семье купца. Учиться поступил в Петровку (в наши дни Тимирязевка). А на стажировку отправился за границу, где в лабораториях лучших умов своего времени изучал иммунитет растений. С началом Первой мировой войны вернулся домой, в Россию.
Интересный факт: в 1916 году, когда еще шла Первая мировая, молодого ученого отправили в Персию, чтобы установить причины загадочной болезни, от которой страдали русские солдаты. Загадка была разгадана – в мешках с пшеничным зерном, из которого затем пекли хлеб, Вавилов нашел ядовитый плевел (прим. – сорняк, растущий среди хлебных злаков). Тогда молодой ученый впервые задумался – «откуда есть пошли» культурные растения? Ответ на этот вопрос станет главным делом его жизни.
Когда в Россию пришла советская власть, она поначалу благосклонно отнеслась к биологу-селекционеру. В 20-х годах по инициативе Николая Вавилова создается Всесоюзный институт растениеводства (в 1967-м ему присвоят имя ученого), он становится у его руля. Пишет множество научных работ, продолжает научные экспедиции. Результат его работы поражает – к 1940 году сельскохозяйственное производство страны пополняется 254 сортами растений.
Менделеев среди биологов
Теоретические разработки Вавилова, созданные почти столетие назад, не устарели до сих пор. Итак, что открыл ученый:
Закон гомологических рядов: у родственных видов растений наблюдаются одинаковые мутации, одинаковые наследственные изменчивости.
«Этот закон представляет крупнейшее событие в мировой биологической науке, соответствуя открытиям Менделеева в химии, и открывает самые широкие перспективы для практики…», – так отозвались на открытие Вавилова делегаты Всероссийского съезда селекционеров.
Таким образом появилась возможность скрещивать одинаковые растения с разными свойствами и развивать их сильные стороны.
Теория центров происхождения культурных растений: местность, где наблюдается наибольшее количество видов диких родственников культурного растения, где выше их генетическое разнообразие, является очагом происхождения этой культуры.
К примеру, Южноазиатский тропический центр – родина риса, огурца, цитрусовых, сахарного тростника, баклажана. Восточноазиатский: проса, редьки, сои, гречихи, сливы, вишни, грецкого ореха, хурмы. Юго-Западноазиатский: пшеницы, ячменя, ржи, сливы, фундука, финиковой пальмы. Средиземноморский: капусты, моркови, клевера, маслин, сахарной свеклы, чечевицы, брюссельской капусты. Абиссинский: кофе, твердой пшеницы, ячменя, банана, кунжута, колы. Центральноамериканский: кукурузы, какао, тыквы, табака, фасоли, подсолнечника. Андийский (южноамериканский): картофеля, ананаса, томата.
Все это помогало понять, какие условия лучше всего подходят для выращивания тех или других растений. За свое открытие ученый получил премию им. Ленина.
Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся.
В 30-е годы Вавилов попал в опалу. В 1939 году на последней встрече со Сталиным ученый услышит: «Ну что, гражданин Вавилов, так и будете заниматься цветочками, лепесточками… и другими ботаническими финтифлюшками? А кто будет заниматься повышением урожайности сельскохозяйственных культур?». Задача в то непростое время стояла серьезная – как можно быстрее накормить советский народ. Вавилов не мог дать таких обещаний.
Летом 1939 года на имя главы правительства СССР Вячеслава Молотова пришла докладная записка: «Хору капиталистических шавок от генетики в последнее время стали подпевать и наши отечественные морганисты... Вавилов и вавиловцы окончательно распоясались…». Внизу стоят виза президента ВАСХНИЛ, академика Лысенко.
«Вавилова арестовали в экспедиции – в Карпатах в августе 1940 г. Ему предъявили обвинение в «шпионско-вредительской и диверсионной работе по подрыву хозяйственной и оборонной мощи СССР» и заточили в тюрьму».
М. А. Вишнякова, «Человек, стоящий на глобусе»
На обвинение ученый впоследствии ответил, что оно: «построено на небылицах… и клевете. Как гражданин СССР, считаю своим долгом заявить, что я никогда не изменял своей Родине».
«26 января в Саратовской тюрьме Н. И. Вавилов скончался от истощения и сопутствующих болезней. Человек, посвятивший свою жизнь прогрессу человечества, стремящийся накормить его качественной пищей, превратить сельскохозяйственные угодья своей страны в плодородные поля… умер от голода».
М. А. Вишнякова, «Человек, стоящий на глобусе»
Ученый посмертно реабилитирован в 1955 году.
А коллекция семян Николая Ивановича, которую он собирал 20 лет, дошла до наших дней. Хранится она в Санкт-Петербурге во Всероссийском институте генетических ресурсов растений им. Вавилова (ВИР). Пережила блокаду Ленинграда и Великую Отечественную войну. Даже в самые голодные дни ученые жертвовали жизнями, но не тронули уникальную коллекцию семян.